ИП закрывает бизнес: как сняться с учета в ПФР и ФСС

Вникнуть в данную информация будет полезно не только предпринимателю, но и бухгалтеру, который ведёт у ИП налоговый и кадровый учёт, а также сдает вместо предпринимателя отчёты в фонды.

Как только ИП решил закрыть бизнес, ему следует обращаться в налоговую инспекцию с комплектом документов (ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если с поданными документами в налоговую инспекцию все в порядке, то ИП снимут с реестра налогового учёта и исключат запись о нём в ЕГРИП.
Обращаться в ПФР, для того чтобы убрали с учета, не требуется. Специалисты ПФР сами снимут предпринимателя с учета после получения от налоговой службы сведений об исключении записи из реестра (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
В ФСС тоже обращаться не требуется, если у ИП не было наемных работников, поскольку предпринимателю не нужно за себя платить ни страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, ни взносы на травматизм. В случае добровольных выплат ИП взносов по нетрудоспособности и материнству ранее требуется от него заявление, чтобы сняли с учета (п. 12 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 25.02.14 № 108н).
В случае если у ИП были наемные работники, и он прекратил с ними трудовые отношения, ему нужно будет снять их с ПФР и ФСС, потому что не является более их работодателем (даже если ИП не планирует совсем прекращать деятельность).
Процедуры снятия с учета в фондах
Снятие с учета в ФСС
После расторжения трудового договора с последним из работников ИП необходимо сняться с учета в качестве работодателя в ФСС. В случае если ИП заключал с физическими лицами гражданско-правовые договоры, которые продолжают действовать и по которым он уплачивает страховые взносы «на травматизм», то сниматься с учета не нужно (п. 22 порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.09 № 959н, далее — Порядок № 959н).
Для снятия с реестра в ФСС требуется предъявить следующие документы (п. 23 Порядка № 959н):
заявление (приложение № 3 к Административному регламенту, утв. приказом Минтруда России от 25.10.13 № 574н, далее — Регламент № 574н);
копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (например, копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).
Срок предъявления заявления о снятии с учета не установлен. Предусмотрено лишь, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов (п. 23 Порядка № 959н). По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета (п. 73 Регламента № 574н).
Снятие с учета в ПФР
Вопрос о снятии с учета в качестве работодателя в ПФР является спорным. Если ИП принимает наемных работников или заключает гражданско-правовые договоры, то он должен встать на учет в ПФР как работодатель. При увольнении работников или расторжении договоров он должен сняться с учета.
Вопросы постановки и снятия с учета в ПФР регулируются порядком, который утвержден постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п. Этот документ не обязывает ИП-работодателя обращаться в ПФР при увольнении работников. Не предусмотрена такая обязанность и Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ. Согласно этому обращаться в ПФР для снятия с учета не обязательно.
Существуют и доводы в пользу обращения в фонд. В частности в форме заявления о снятии с учета (приложение 10 к порядку № 296п) в качестве причины снятия с учета предусмотрено прекращение деятельности «как индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников». ИП обязан сдавать отчетность в ПФР за наемных работников (форма РСВ-1 ПФР). Причем, если работников уже нет, и выплаты не производятся, но ИП состоит на учете как работодатель, отчитываться все равно нужно. Такой подход можно встретить в некоторых судебных решениях (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.11 № 15АП-9655/2011).
После увольнения всех своих работников и расторжения гражданско-правовых договоров предприниматель не обязан сдавать отчетность в ПФР (даже если он не снялся с учета как работодатель). Дело в том, что ИП без работников по законодательству РФ не обязан представлять отчетность в фонд (ст. 14, 16Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах»). Тот факт, что в базах учета ПФР предприниматель числится как работодатель, не может возлагать на ИП обязанность по представлению «нулевой» отчетности.
Вопрос о снятии с учета в ПФР довольно спорный, и его решение остается в первую очередь на усмотрение предпринимателя. Во избежание споров с проверяющими лучше все-таки подать в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Не исключено, что, кроме заявления, могут потребоваться и другие документы, подтверждающие расторжение трудовых и гражданско-правовых отношений ИП с физлицами (перечень таких документов можно запросить в отделении ПФР, где предприниматель состоит на учете).
Порядок снятия с учета прописан не так четко, как процедура постановки на учет. Так, к примеру, не установлены  сроки подачи заявления о снятии с учета. Ответственность за нарушение порядка снятия с учета не установлена. Пока ИП зарегистрирован в качестве страхователя-работодателя, ПФР и ФСС будут ожидать представления отчетности об уплате страховых взносов.
Если не сняться с учета в ПФР, то могут возникнуть сложности с прекращением деятельности в качестве ИП. Суть в том, что, для того чтобы исключить предпринимателя из ЕГРИП, налоговикам требуется информация о представлении в ПФР персонифицированной отчетности (пп. «в» п. 1 ст. 22.3 федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). А ПФР, в свою очередь, может не подтвердить этот факт.