Система наказаний сотрудников предусмотрена во всех компаниях. В нее входят штрафы, выговоры, замечания, а также все то, что может быть воспринято, как наказание, к примеру – неодобрительный взгляд шефа, шуточки коллег, игнорирование в коллективе и т.д. Без наказаний, равно, как и без поощрений, не обойтись. Они неплохо мотивируют сотрудников. Руководителям современных компаний рекомендуется тщательно продумать систему наказаний, соотносимую с системой поощрений, опираясь на потребности, силы и приоритеты сотрудников.
Ориентируемся на потребности
Потребностей у сотрудников современных компаний немало. Они нуждаются:
- в деньгах;
- в уважении;
- в продвижении по карьерной лестнице;
- в дополнительном свободном времени.
Опираясь на основные потребности работников, их можно наказывать «рублем», разработав систему денежных штрафов за серьезные провинности, отказом в получении новой должности, работой в выходные дни и в сверхурочные часы за систематические опоздания на работу.
Наказания должны быть общими и индивидуальными. Они будут работать только в том случае, если будут бить по главной потребности провинившихся сотрудников. Получив наказание, им вряд ли захочется свой проступок повторить.
Сила наказания
Многих руководителей, наказавших нерадивых сотрудников, после начинает мучить совесть. Они думают о том, соизмеримо ли наказание проступку. И это очень правильно, ведь сильное наказание, к примеру – штраф в четверть месячного оклада, может стать настоящим демотиватором, а условное, например, 500 рублей за систематические опоздания на работу, не является эффективным.
Идеальным наказанием сотрудников практикующие психологи считают оптимум мотивации. Единой формулы его расчета не существует. Он определяется в индивидуальном порядке отдельно к каждому сотруднику и к проступку, который он совершил.
Соотношение с поощрением
Одной системой наказаний замотивировать сотрудников невозможно. В вашей компании обязательно должна быть разработана система поощрений, в соотношении 1 к 5. Наказания устраняют нежелательное поведение сотрудников, а поощрения – стимулируют их вклад в общий результат.
Чем может ответить наказанный сотрудник?
Наказания, равно, как и критику, не все сотрудники воспринимают адекватно. В ответ на наказание «рублем» или свободным временем, вы можете получить:
- угрозу;
- месть;
- снижение производительности труда.
К этому руководителю среднего и высшего звена всегда нужно быть готовым и стараться, чтобы наказание было соизмеримым провинности и справедливым.
Системы наказаний
В современных компаниях на практике, как правило, применяется не одно, а целый комплекс наказаний:
- само наказание, к примеру – выговор;
- подкрепление наказания, чаще всего – штраф или критика;
- ограничения, в самых запущенных случаях – увольнение.
В некоторых случаях дополнительно используется игнорирование. Это бывает целесообразно тогда, когда сотрудник сознательно привлекает к себе внимание руководства нежелательным поведением.