Маркетплейсы – торговые интернет-площадки, где продавцы размещают и реализуют свои товары.
До недавнего времени маркетплейсы уступали сайтам-агрегаторам, которые также собирали на своих платформах информацию о предложениях различных интернет-магазинов, но при этом для совершения покупки перенаправляли потребителей на сайты продавцов.
В последние несколько лет ситуация в корне изменилась. Потребители выбрали принцип «одного окна» - маркетплейса, где можно и подобрать, и купить продукцию. Спрос рождает предложение. И представители МСП вслед за своими покупателями устремились на маркетплейсы. А миграция из привычных каналов сбыта на торговые интернет-платформы породила вопрос – как правильно вести бухгалтерию, работая с маркетплейсами.
Система взаимодействия с маркетплейсами
Документально сотрудничество с маркетплейсами чаще всего оформляется через договор комиссии или агентский.
В первом случае маркетплейс будет являться комиссионером и работать от своего имени, во втором – агентом, работающим или от имени продавца, или от своего.
В любом случае, фактически зарабатывает маркетплейс на оказании посреднических услуг между продавцом и конечным покупателем – получает агентские или берет комиссию.
Физически сотрудничество с маркетплейсами происходит так: после заключения договора продавец перемещает свой товар на хранение на склад маркетплейса (схема FBY) и размещает информацию о товаре на сайте партнера. Маркетплейс в свою очередь помогает обеспечить продажу и доставку товара покупателю.
Вести бизнес на маркетплейсах могут и ООО, и ИП, и самозанятые. Но есть условия, которые ограничивают возможности продавцов. С одной стороны – это налоговое законодательство: не все системы налогообложения позволяют вести интернет-торговлю. С другой – требования самих маркетплейсов: некоторые из них не работают с самозанятыми или работают, но не по FBY. В этом случае самозанятые продавцы обязаны хранить продукцию у себя и передавать ее на маркетплейс только для доставки конечному покупателю.
И сразу же добавим, для самозанятых и ИП с НПД существует жесткое требование закона, за исполнением которого следят и маркетплейсы – реализация продукции только собственного производства.
Ведение бухгалтерии для работы с мартекплейсами
Для работы с маркетплейсами не подходят Патент и АУСН, а доход на НПД должен составлять не более 2,4 млн. в год.
Если объемы небольшие, а бизнес – только на старте, то можно попробовать вести бухгалтерию самостоятельно. Это достаточно несложно сделать с помощью сервисов электронной бухгалтерии, которые могут быть или самостоятельным продуктом, или банковским предложение для клиентов, открывших расчетный счет.
Но тут важно понимать, любая система будет только автоматически рассчитывать и налоги, а также напоминать об оплатах, а вот вносить данные для расчета и производить сами оплаты в установленные сроки необходимо самостоятельно.
У банковской электронной бухгалтерии есть несколько особенностей – она подходит только для ведения бизнеса на УСН «Доходы» без сотрудников, только с одним расчетным счетом и только с бизнес-картой данного банка (требование большинства банков открытие бизнес-карты, обычной дебетовой будет не достаточно). Что это значит? Значит, не получится вносить данные по расчетному счету, открытому в другом банке, не получится платить налоги по схеме «доходы-расходы», не получится продолжить работать в системе, если вы вдруг решите сменить банк. А еще банк может закрыть доступ к бухгалтерии, если налоговики по какой-то причине заблокируют расчетный счет предпринимателя.
И еще одно – электронные системы не предупредят, если вы вдруг «слетите» с НПД или УСН. Соблюдение условий для сохранения статуса самозанятого или плательщика НПД для ИП необходимо отслеживать самостоятельно, иначе есть риск незаметно для себя оказаться на ОСНО со всеми вытекающими.
Решение вопроса для всех
Самое простое и правильное решение вопроса ведения бухгалтерии при работе с маркетплейсами для ООО и ИП – аутсорсинг бухгалтерии. Причем, если Вы не настроены поработать месяц-другой и закрыться, а хотите развиваться и увеличивать объемы продаж, если у вас есть планы вырасти в серьезный бизнес, или ваше дело уже является таковым, то самый оптимальный вариант – прийти на бухгалтерское обслуживание к специалистам профильной компании. Тогда с первых шагов в бизнесе на маркетплейсах вы сможете избежать ошибок и штрафов, сэкономите свои деньги, а так же время и нервы.
Для этого важно сразу же обратиться к профессионалам с релевантным опытом. Несмотря на то, что торговые онлайн-платформы уже очень плотно вошли в нашу жизнь, далеко не все специалисты по бухучету умеют правильно с ними работать, и знают, например, когда точно возникает момент начисления налогов на ОСНО. Делать это, когда товар отгружается на склад маркетплейса, или когда продукт будет приобретен конечным покупателем?.. Или вопрос относительно определения дохода ИП или ООО на «упрощенке» – входит ли в него комиссия маркетплейса, или доход будет считаться за минусом этой суммы и на какую дату его считать? И так далее.
Безусловно, бухгалтерия при работе с маркетплейсами – это не операция на открытом сердце и при должном усердии во всем можно разобраться. Но вспомните настойчивые призывы всех врачей: «Не занимайтесь самолечением! Вы рискуете себе навредить!». С налогами то же самое, особенно с учетом того, насколько стремительно и кардинально в последнее время меняется налоговое законодательство.
Узнать всю подробную информацию, а также получить квалифицированную консультацию наших специалистов, вы можете по телефону +7 (495) 775-95-50, почте info@nkgarant.ru или заполнив одну из форм на сайте. Обращайтесь. Мы на связи и обязательно поможем.