Ведение бухгалтерского учета – это обязанность большинства предприятий, закрепленная Законом №402-ФЗ.
Бухгалтерский учет – это непрерывный процесс сбора и документальной фиксации информации обо всех хозяйственных операциях, которые производит предприятие или организация. Вести бухгалтерский учет необходимо на протяжении всего времени существования юрлица – от регистрации до полной ликвидации.
Не стоит путать бухгалтерский и налоговый учет, несмотря на то, что обе формы учета связаны с хоздеятельностью предприятий.
Организация бухгалтерского учета
Нормы и правила процесса организации бухучета закреплены в законе №402-ФЗ.
Информация для бухучета берется из бухгалтерских регистров, которые заполняются на основании первичной документации. Формы регистров могут быть произвольные, но в обязательном порядке должны быть зафиксированы в учетной политике. На основании данных бухгалтерского учета формируется бухгалтерская отчетность.
Основные правила работы с бухгалтерскими регистрами:
1. Своевременная обработка первичной документации;
2. Запрет на фиксацию в регистрах мнимых объектов;
3. Запрет на пропуски сведений и безосновательное изъятие их из регистров.
Основная работа в бухучете ведется по ключевым объектам: текущим обязательствам и транзакциям, имущественным активам. Сведения по этим объектам проводятся по бухгалтерским счетам, которые установлены Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н.
Основная цель бухгалтерского учета – отражение объективного финансового положения бизнеса. Обеспечение этой функции напрямую зависит от соблюдения основополагающих принципов ведения бухучета, отраженных в законе «О бухгалтерском учёте», а именно:
- Двойная запись всех операций (для одного учета - дебет, для другого – кредит);
- Учет для каждого юридического лица ведется отдельно;
- Объективность и корректность информации, отраженной в учете;
- Своевременность отображения в учете всех хозопераций юрлица. То есть любые действия (оплаты, переводы и т. д.) должны быть зафиксированы вовремя и в тот период, когда они были совершены;
- Непрерывность ведения учета от начала ведения хоздеятельности до ее полного прекращения (официального закрытия юрлица) вне зависимости от каких-либо обстоятельств ведения этой деятельности (размер доходов, налоговый режим и т.д.);
- Для отслеживания и анализа состояния финансового положения компании отчетность по бухучету составляется согласно периодам: месяцы, кварталы, полугодия, год;
- Любая информация, отраженная в бухучете носит конфиденциальный характер и обязанность ответственных лиц следить за тем, кто имеет к ней доступ;
- Любые операции, попадающие в бухучет, проводятся и фиксируются в рублях.
Ведение бухгалтерского учета
Отвечает за ведение бухгалтерского учета руководитель компании. Он может вести его самостоятельно или делегировать данную задачу другим лицам (штатным специалистам или на аутсорсинг).
Вариант самостоятельного ведения бухучета (а также подготовки и сдачи отчетности, расчета и перечисления налогов и зарплаты) руководителем предприятия оптимален в случае, когда компания совсем небольшая (в идеале без сотрудников) и имеет минимальное количество операций.
Вариант ведения бухгалтерского учета штатными специалистами в большей степени подходит очень крупным компаниям с большим количеством сотрудников, сложной номенклатурой и огромным числом операций. В этом случае польза от наличия бухгалтеров в офисе может перекрыть расходы на оборудование рабочих мест, обеспечение профессиональным ПО, оплату труда (+больничные, отпуска), налоги и взносы.
Аутсорсинг бухгалтерского учета – оптимальное решение для малого, среднего, крупного бизнеса. Всей операционной бухгалтерской рутиной, а также расчетом и начисление зарплат, отчетностью и налогами занимаются профильные специалисты, а руководитель компании получает аналитику для оперативного управления и использует время и ресурсы на развитие бизнеса.
Обязанность ведения бухгалтерского учета и освобождение от него.
Под действие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подпадают все экономические субъекты, а именно:
- любые организации,
- индивидуальные предприниматели, адвокаты / нотариусы с частной практикой,
- филиалы зарубежных или международных компаний или организаций,
- государственные органы управления и местного самоуправления и т. д.
При этом для отдельных экономических субъектов Законом предусмотрены особые условия:
· могут, но не обязаны вести бухгалтерский учет в обязательном порядке ИП, самозанятые, лица с частной практикой и филиалы зарубежных организаций, при условии, что они ведут необходимый для налогообложения учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (согласно их виду деятельности).
· могут вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке представители малого предпринимательства, НКО, а также организации со статусом участников проекта «Сколково».
Бухгалтерский учет ООО
Организация и ведение бухгалтерского учета ООО ведется согласно правилам, нормам и требованиям Закона «О бухгалтерском учете».
В основе бухгалтерского учета ООО – учетная политика, в которой должны быть в обязательном порядке зафиксированы методы ведения учета, а также все детали, касающиеся хозяйственной деятельности данной организации. Кроме того, учетная политика должна содержать приложения: утвержденные бухгалтерские регистры и образцы первичной документации, которую будет примять ООО.
Для соблюдения принципа корректности при ведении бухгалтерского учета, вся хозяйственная деятельность ООО должна отражаться в проводках и подтверждаться первичными документами. Результаты работы по бухучету представляются в бухгалтерской отчетности (по периодам).
Раз в год бухгалтерская отчетность ООО сдается в ФНС. В состав документов, которые должны быть представлены, входят годовой бухгалтерский баланс с приложениями, отчет о прибыли и убытках, а также подписанное аудиторкое заключение (в случае, если для компании аудит обязателен).
Если ООО является представителем малого предпринимательства, то достаточно представления баланса и отчета о прибылях/убытках.
Ответственность за ведение бухгалтерского учета ООО и представление корректной информации в отчетах несут должностные лица, на которых возложена эта обязанность. По умолчанию, это руководитель, если не оформлены иные приказы.
Согласно статье 15.11 КоАП РФ за грубые нарушения требований бухгалтерского учета ООО (например, нехватка первичных документов, занижение суммы налогов, искажение бухотчетности и т. д.) на руководителя компании и главного бухгалтера (если такой есть) будет наложен штраф. При повторных нарушениях в отношении должностных лиц будут приняты более серьезные меры.
Бухгалтерский учет ИП
Индивидуальные предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов, формировать на основании него налоговую отчетность и представлять ее в ФНС.
Вести полноценный бухгалтерский учет со специальными счетами и проводками, согласно статье 6 федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, ИП не обязаны.
В случае если ИП должен предоставить финотчетность для получения кредита, участия в тендере или по запросу контрагентов, но он не ведет бухучет, то представить можно Книги учета доходов и расходов, а также декларацию по налогу за прошедший период. Данный пакет документов может сопровождаться письмом о праве не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете».
Бухгалтерский и налоговый учет
Говоря о бухгалтерском учете в 2024 году нельзя не затронуть вопрос о налоговом учете.
Бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны между собой и связаны одними и теми же понятиями, как доходы и расходы. Однако цели этих учетов различны, ведутся они по-разному и представляют собой два различных и нетождественных (как многие полагают) процесса.
Бухгалтерский учет позволяет внешним и внутренним заинтересованным лицам получить представление о финансовом положении компании, ее надежности и успешности.
Налоговый учет необходим для контроля уплаты налогов компанией со стороны налоговых органов.
Налоговый учет ведется в соответствии с нормами, предусмотренными в Налоговом Кодексе РФ, а бухгалтерский учет – в соответствии с Законом №402-ФЗ.